Что такое гемостаз?

Гемостаз – это функция организма, которая обеспечивает сохранение крови в сосудистом русле в жидком состоянии и остановку кровотечении при повреждении сосудов. Органы и ткани, которые участвуют в выполнении этих задач, образуют систему гемостаза. Одновременно с этим элементы системы гемостаза принимают участие в устранении воспалительных реакций, процессах заживления (репарации). В конечном итоге, гемостаз участвует в поддержании гомеостаза, т.е. постоянства внутренней среды организма при взаимоотношениях с внешней средой.

Система гемостаза реагирует как на внешние (экзогенные) воздействия, так и на воздействия, связанные с процессами, происходящими в самом организме. Как и другие функции организма, гемостаз может быть подвержен различным нарушениям. Эти нарушения могут быть как врождёнными (наследственными, обусловленными генетически), так и приобретенными.

В систему гемостаза входят:

1. Плазма крови, содержащая:
а) факторы свертывания крови;
б) систему естественных антикоагулянтов;
в) фибринолитическую систему.

2. Тромбоциты: для свертывания крови значение имеет не только их количество, но и функциональная активность.

3. Прочие клетки крови (эритроциты и лейкоциты), которые также принимают участие в свёртывании крови).

4. Кровеносные сосуды: для свертывания крови важное значение имеет состояние сосудистой стенки и анатомические нарушения строения сосудов.

5. Внутренние органы, которые участвуют в синтезе компонентов гемостаза (печень, селезенка и костный мозг).

Система гемостаза включает в себя компоненты, как повышающие свертываемость крови (прокоагулянты и ингибиторы фибринолиза), так и понижающие ее (антикоагулянты и фибринолитики). Они должны находиться в равновесии, поддерживая гемостатический баланс и сохраняя жидкое агрегатное состояние крови, одновременно предотвращая развитие геморрагического синдрома (кровоточивость) или тромбозы.

Состояние гемостаза, его отдельных компонентов и регуляторных систем не является постоянным. Оно может изменяться в достаточно широких пределах. При чрезмерно низкой или высокой активности одних компонентов гемостаза его равновесие может поддерживаться за счет компенсаторных изменений других систем. Такое сохранение гемостаза в определенных рамках называется поддержанием гемостатического баланса. Смещение этого баланса в ту или другую сторону ведет к развитию кровотечения или тромбоза.

Система гемостаза динамична и претерпевает изменения в течении всей жизни человека, в том числе кратковременные. Небольшие угрозы, связанные с системой гемостаза, возникают постоянно (мелкие бытовые травмы, незначительные инфекционные и неинфекционные заболевания). При нормальном гемостатическом балансе значительная кровопотеря может случиться только при массивном повреждении.

Когда же работа системы гемостаза нарушена, даже незначительные повреждения могут приводить к большой кровопотере. Это касается и тромбозов. В норме тромбообразование эффективно пресекается системой гемостаза, но при некоторых состояниях и заболеваниях оно может стать неконтролируемым, нарушая кровообращение жизненно важных органов и целых участков тела.

Устройство гемостаза очень сложно и выглядит перегруженным различными элементами и регуляторными механизмами. Это создает ощущение избыточности и невозможности понять, каким будет итог взаимодействия всех его систем и отдельных компонентов.

Большое количество компонентов и взаимосвязей в системе гемостаза отличает ее от других регуляторных систем организма. Эта особенность значительно затрудняет диагностику гемостаза, оценку результатов его исследования и итоговое понимание последствий тех или иных нарушений. Однако в системе гемостаза, которая формировалась миллионами лет эволюции, нет ничего лишнего. Именно внутренняя сложность в значительной степени обеспечивает прочность и надежность этой системы.

Система гемостаза связана с самыми разными функциями организма и может менять свое состояние в зависимости от них или работы органов, на первый взгляд не имеющими отношения ней. Например, на нашем сайте вы можете узнать о влиянии стресса на систему гемостаза.

Система гемостаза уникальна и тем, что главным способом ее оценки является лабораторная диагностика. Нарушения других систем, например, липидного обмена, тоже обнаруживаются методами лабораторного анализа. Но одновременно с этим они заметны при ангиографии и ультразвуковом исследовании (атеросклеротические бляшки, изменения сосудистой стенки и другие проявления). В системе гемостаза изменения не видны. Они происходят на биохимическом или клеточном уровне, пока не достигнут критического значения, приводящего к тромбозу или кровотечению. Это делает лабораторную диагностику гемостаза не только очень важным, но и единственным способом контроля.

Важно понимать, что сбои в системе гемостаза не означают, что последствия наступят неизбежно. Поэтому при многих нарушениях тромбоз или кровотечения могут не возникнуть даже на протяжении всей жизни. Можно говорить лишь о факторах и вероятности риска, но не о неизбежном развитии ситуации.

Все эти особенности гемостаза часто приводят к неверной интерпретации проблемы. Например, среди лечащих врачей, клиницистов встречается такой подход: когда возникнет тромбоз – тогда и будем лечить, а до тех пор лабораторные показатели пациентов, даже сильно измененные, можно игнорировать. Мы считаем это совершенно неприемлемым и призываем заблаговременно придавать значение всем, даже незначительным, изменениям и факторам риска.

Также мы полагаем, что в связи со сложностью системы гемостаза совершенно неправильно исследовать только какое-то одно его звено или отдельный компонент, игнорируя остальное. Необходимо исследовать всю систему в комплексе или хотя бы ее важнейшие блоки. Только комплексный подход позволяет сделать правильный итоговый вывод о состоянии гемостатического баланса.

Учитывая все сказанное, даже здоровым людям в профилактических целях мы рекомендуем исследовать гемостаз не реже одного раза в год. При наличии нарушений обследования могут требоваться 3-4 раза в год, а иногда и ежемесячно.

В заключении хотим упомянуть о распространённости патологий гемостаза. Не менее 10% всего населения имеют те или иные нарушения в системе гемостаза, требующие динамического контроля и коррекции. Половина из них нуждается в неотложной диагностике и терапии, так как имеющиеся отклонения опасны и могут привести к тяжелым последствиям.