пн-пт | 08:00-21:00 |
сб | 08:00-19:00 |
Каждый год почти два миллиарда людей пользуется авиационным транспортом. Из них 7% совершают длительные авиаперелеты. В связи с увеличением числа и дальности беспосадочных авиаперелетов, возрастанием количества пассажиров, в том числе старшего возраста, изучение влияния таких путешествий на здоровье приобретает особую актуальность.
Какими рисками для здоровья они сопровождаются? Это изменение давления и дефицит кислорода в салоне самолета, возможность заражения инфекционными заболеваниями в условиях скученности, нервно-психическое напряжение, сбой биологических ритмов при пересечении часовых поясов и венозные тромбоэмболии.
Уже в прошлом веке было установлено, что венозные тромбоэмболические осложнения (ВТЭО) представляют потенциальную опасность при путешествиях на большие расстояния. И не только воздушным, но и, что не менее важно, наземным транспортом. С чем это связано?
Еще в 1940 году английский врач K. Simpson заметил увеличение частоты тромбоэмболий легочной артерии (ТЭЛА) среди жителей Лондона, вынужденных во время войны длительно находится в тесных бомбоубежищах.
На связь авиационных перелетов с ВТЭО первым, по-видимому, обратил внимание J. Homans в 1953 году.
В 1977 г. I. Symington и B. Stack в статье «Pulmonary thromboembolism after travel» («Легочная тромбоэмболия после путешествий») сообщили о нескольких случаях тромбоэмболии легочной артерии после авиаперелетов в экономическом классе самолета. Он так и назвал это – «синдром экономического класса».
Спустя 11 лет Cruikshank J.M., Gorlin J., Jennett B. в статье «Air travel and thrombotic episodes: the economy class syndrome» («Авиационные путешествия и случаи тромбозов: синдром экономического класса»), опубликованной самым авторитетным медицинским журналом «Lancet», вновь употребили этот термин для описания легочных тромбоэмболий после авиаперелетов. Любопытно, что двумя из описанных в статье пациентов были сами авторы. Причем у одного из них тромбоз произошел после путешествия бизнес-классом.
После этого в медицинской периодике постоянно стали появляться сообщения о тромбозах после авиаперелетов.
Проведенный статистический анализ доказал, что авиационные путешествия продолжительностью более 4 часов – это важный фактор риска развития венозных тромбоэмболических осложнений.
В 2001 году Lapostolle F., Surget V., Borron S.W и др. в статье «Severe pulmonary embolism associated with air travel» («Тяжелая легочная эмболия, связанная с авиаперелетами»), опубликованной в английском медицинском журнале, продемонстрировали, что увеличение частоты и риска развития легочной эмболии связано с длительностью авиаперелета.
Kraaijenhagen R.A., Haverkamp D., Koopman M.W. и др. в статье «Travel and risk of venous thrombosis» («Путешествия и риск венозных тромбозов»), также опубликованной в 2000 году в журнале «Lancet», показали, что короткие авиаперелеты продолжительностью менее 3-х часов, по-видимому, не повышают риск развития легочной тромбоэмболии.
Об актуальности проблемы говорит то, что в марте 2001 года Всемирная организация здравоохранения организовала международную конференцию, посвященную авиаперелетам и венозному тромбозу. В ней приняли участие эксперты по венозным тромбоэмболиям и представители авиакомпаний. На встрече обсуждались риски развития тромбоза во время авиаперелетов и меры по его профилактики.
В настоящее время считается, что наибольший риск для развития ВТЭО представляют длительные авиационные путешествия продолжительностью более 8 часов.
Авиаперелеты продолжительностью менее 4 часов признаются относительно безопасными, но только для молодых лиц не имеющих факторов риска.
Путешествия продолжительностью 4-8 часов представляют угрозу, особенно для пассажиров с предрасположенностью к тромбообразованию.
Как часто возникают такие тромбозы? Какова вероятность, что это может случится с Вами? Что говорит статистика?
Риск венозного тромбоза возрастает в 2,5 раза при перелетах длительнее 8 часов.
Он возрастает на 18% на каждый двухчасовой период увеличения продолжительности путешествия и на 26% для каждых дополнительных 2 часов путешествия по воздуху.
Для здоровых людей старше 50 лет риск получить тромбоз составляет 0,17% для перелетов длительнее 4-х часов и 0,2% для перелетов длительнее 12 часов.
Обращаем внимание, что эта статистика приведена для здоровых людей, не входящих в группы риска развития тромбозов.
Большинство тромбозов развиваются в течение первых двух недель после авиаперелета. Наибольшая вероятность тромбоза существует на 4 день, но риск его возникновения сохраняется в течение еще месяца после приземления.
По разным данным, частота тромбоэмболий легочной артерии (ТЭЛА), вызванных авиаперелетом, составляет в среднем 1 случай на 1 миллион пассажиров, увеличиваясь с ростом дальности перелета до 5 случаев. Для пассажиров старше 65 лет вероятность погибнуть во время авиапутешествий от ТЭЛА в 4 раза выше.
Казалось бы, в абсолютных цифрах – не много. Но именно ТЭЛА становится причиной 1/5 всех смертей в самолетах и аэропортах. Поэтому среди других рисков, связанных с перелетами, тромбозам придается очень большое значение.
Частота обнаружения тромбозов вен нижних конечностей без развития ТЭЛА значительно выше и составляет 5—10% среди всех пассажиров, регулярно совершающих длительные авиаперелеты.
Однако эти цифры являются лишь «вершиной айсберга». Истинная частота венозные тромбоэмболические осложнения (ВТЭО), вызванных с авиаперелетами или другими способами путешествий, неизвестна.
Причина в том, что комплексная диагностика венозных тромбозов с финансовой точки зрения достаточно затратна и неприменима для популяционных исследований. Клинические методы без лабораторной и инструментальной диагностики неспецифичны и отличаются низкой чувствительностью.
Поэтому бессимптомные тромбозы и тромбоэмболии мелких ветвей легочных артерий скорее всего ускользают от исследователей.
Сегодня в медицине «тромбозом путешественников» считают любой эпизод ВТЭО, резвившегося в течение 4 недель с момента путешествия по воздуху или по суше.
Каковы причины и механизмы (или, как говорят врачи, этиология и патогенез) развития тромбозов при путешествиях?
Его этиология вполне соответствует классической, известной еще с 19-го века триаде Вирхова:
- замедление кровотока,
- повышение свертывающей способности крови,
- повреждение сосудистой стенки.
Наибольший вклад в развитие тромбоза во время или вскоре после авиаперелета вносит длительное нахождение в тесноте и малоподвижном положении, ведущее к венозному застою крови. Известно, что сидячее положение значительно замедляет венозный кровоток, способствует концентрации форменных элементов крови, сопровождается скоплением лейкоцитов в венозном русле нижних конечностей и развитию отека мягких тканей голени.
Важное значение также имеет низкое барометрическое давление в салоне самолета и гипоксия, приводящие к угнетению фибринолиза, повышению прокоагулянтного потенциала крови и концентрации эритропоэтина.
Не меньшее значение представляет сопровождающий авиаперелеты стресс, который тоже способствует гемоконцентрации.
Отягощающим фактором является низкая влажность в салоне авиалайнера, усиливающая потерю жидкости. Дегидратация во время путешествия значительно увеличивает риск гемоконцентрации. Гемоконцентрация и вызванное ей повышение вязкости крови, как и венозный стаз – важнейшая причина повышения риска тромбоза.
Важно понимать, что авиационные перелеты и обусловленные ими, описанные выше изменения – это только пусковой механизм, который запускает процесс тромбообразования при наличии других факторов риска.
В связи с этим основное внимание нужно обращать на превентивную (предупреждающую) диагностику предрасположенности к тромбозу. Для этого необходимо установить, не относитесь ли Вы к группе риска.
Факторы, предрасполагающие к венозным тромбозам, хорошо известны. У пациентов с «тромбозом путешественников» при обследовании эти факторы обнаруживаются в 60-90% случаев в разных комбинациях. Поэтому ВТЭО при авиационных перелетах развиваются главным образом у лиц, изначально предрасположенных к тромбозам. Но и молодые, здоровые пассажиры тоже не защищены от развития ВТЭО, особенно при длительных перелетах.
Какие же факторы риска способствуют развитию тромбозов у авиапутешественников? К таковым относят:
Женщины подвержены риску тромбозов при авиационных перелетах в 3 раза больше, чем мужчины. Комбинация длительного перелета и приема пероральных контрацептивов увеличивает риск венозного тромбоза у женщин еще в 20 раз.
В последнее время появился еще один серьезный фактор риска – это коронавирусная инфекция (COVID-19), если она была перенесена в течение 12 месяцев, предшествующих перелету.
К имеющим меньшее значение факторам можно также отнести усиливающее диурез и обезвоживание употребление алкоголя и кофе, прием гипотензивных и седативных препаратов, недостаточное употребление жидкости, размещение в экономическом классе и посадочное место у окна.
Конечно, полет в экономическом классе ни в коей мере нельзя считать важным фактором риска. Пассажиры бизнес-класса так же не застрахованы от тромбозов.
Важно понимать, что тромбоз угрожает не только авиапассажирам. Именно поэтому в медицинских публикациях, прежде всего англоязычных, утвердился термин «тромбоз путешественников».
В самом деле, с точки зрения факторов риска принципиальных различий между длительным путешествием авиационным или наземным транспортом нет. И в салоне авиалайнера, и в автомобиле, и в купе поезда дальнего следования создаются почти идентичные условия, самым негативным из которых считается длительное нахождение в неподвижном или малоподвижном состоянии. Поэтому длительные, особенно междугородние, поездки в автомобиле, автобусе илижелезнодорожным транспортом могут быть не менее опасны.
Вспомним, сколько времени занимает непрерывная поездка в автомобиле, например, к морю или в удаленный за сотни километров город? Особенно, когда мы стремимся добраться туда побыстрее. Как часто и как надолго мы выходим в такой поездке из машины? А в ней может быть более тесно и неудобно, чем в кресле авиалайнера, в салоне которого по крайней мере есть возможность выйти в проход, размяться, сделать простейшую гимнастику.
На сегодняшний день для профилактики ВТЭО во время путешествий, в том числе связанных с авиаперелетами, предлагается использовать рекомендации, опубликованные в 2008 году в «National Library of Medicine» («Национальная медицинская библиотека») в статье: «Traveller’s thrombosis: international consensus statement» («Тромбозы путешественников: международный согласительный документ»).
Знание причин возникновения, механизма развития и индивидуальных факторов риска «тромбоза авиапутешественника» помогает в выборе профилактических мероприятий.
Наиболее простыми и доступными являются меры по борьбе с венозным стазом и обезвоживанием. К ним относят:
Эти рекомендации эффективны для пассажиров с низким риском ВТЭО, так как именно у них ведущей причиной тромбозов является венозный стаз. Для таких пассажиров во время непродолжительных перелетов активация мышечно-венозной системы голени играет решающую роль.
Однако одни только физические упражнения не позволяют предотвратить развитие венозного стаза во время длительных авиаперелетов.
Доступным и эффективным методом профилактики является использование компрессионного трикотажа. Компрессионные изделия 1-го класса (18—23 мм рт.ст.) считаются эффективными в предотвращении венозных тромбозов у авиапутешественников. Их неэффективность может быть обусловлена неправильным выбором изделия.
Использование медикаментозных средств с целью профилактики тромбозов при авиаперелетах рекомендуются для лиц с высоким риском ВТЭО. Их использование возможно в качестве самостоятельного средства профилактики или в сочетании с дополнительными методами.
Для этой цели предлагается антикоагулянтная терапия низкомолекулярным гепарином (НМГ), например, эноксапарином натрия в дозе 100 МЕ анти-Ха-активности на 1 кг массы тела за 2—4 ч до взлета. Эффективность НМГ в предотвращении «тромбоза путешественников» подтверждена клиническими исследованиями. Установлено, что инъекция НМГ за 2–4 ч до длительного перелета уменьшает риск венозного тромбоза практически до 0%.
Следует помнить, что самостоятельное использование этого класса препаратов перед авиаперелетом без предварительного лабораторного исследования свертывающей системы крови и консультации гемостазиолога может быть смертельно опасным!
Антиагрегантная терапия с использованием ингибиторов циклооксигеназы или блокаторов пуриновых рецепторов (например, аспирин, клопидогрель) не рекомендуется в связи с ее низкой в данном случае эффективностью.
Распространенные, доступные и безопасные флеботонические препараты не обладают доказанной эффективностью для профилактики ВТЭО у авиапутешественников. Их можно рекомендовать исключительно для профилактики и предотвращения отеков конечностей во время длительных авиаперелетов.
Существует ли универсальный перечень исследований, позволяющих оценить такой риск?
Вынуждены констатировать, что подходящего всем набора тестов нет и быть не может. Диагностическая программа должна подбираться индивидуально с учетом всех особенностей пациента и его анамнеза.
Распространенные и часто назначаемые исследования гемостаза, такие как определение протромбина, МНО, АЧТВ, фибриногена, D-димера, входящие в состав стандартных или расширенных коагулограмм, укажут лишь на очевидную склонность к кровотечениям либо уже состоявшийся тромбоз.
Исследования, которые действительно выявляют склонность к тромбозу, проводятся только в специализированных медицинских организациях, владеющих собственной лабораторией. К ним относится исследование тромбодинамики, агрегации тромбоцитов, фибринолитического и антикоагулянтного потенциала крови, определение факторов свертывания и их резистентности к естественным антикоагулянтам, тромбоэластография и динамическая агрегатометрия. Такие исследования не допускают транспортировки и хранения образцов крови, требуют быстрого выполнения и особого оборудования, а их результаты обязательно нуждаются в грамотной оценке специалистами-гемостазиологами.
НКЦПГ им. А.А. Шмидта специализируется на исследовании свертывающей системы крови и лечении пациентов с ее нарушениями.
Расположенная в клинике лаборатория имеет все возможности для углубленной диагностики рисков тромбоза. Подготовка врачей гарантирует правильный выбор необходимых исследований, грамотную оценку их результатов и назначение профилактической терапии на случай предстоящего авиаперелета.
Специально для путешественников мы подготовили две диагностические программы, которые отличаются глубиной исследования. Эти комплексы могут быть также использованы для разработки индивидуальной программы обследования и назначения профилактической терапии:
№40. Диагностика риска "тромбоза путешественника" (эконом)
№41. Диагностика риска "тромбоза путешественника" (оптимум)