Артериальная гипертония

Повышение артериального давления выше физиологической нормы называется артериальной гипертензией. Согласно современным критериям Всемирной Организации Здравоохранения, рекомендуемым считается давление не более 115/75 мм. рт. ст. При систематическом выявлении более высоких показателей пациент нуждается в обследовании и лечении. Только постоянный контроль артериального давления с помощью терапевтических методов позволяет предотвратить тяжелые осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы и других органов.

Классификация артериальной гипертонии
Первичная гипертензия называется эссенциальной. Она возникает как самостоятельная нозологическая форма, а не является симптомом основного заболевания. Вторичная гипертензия возникает на фоне поражения других органов. По механизму развития гипертонии бывают нейрогенными, нефрогенными, эндокринными, гемодинамическими и лекарственными. Транзиторная гипертония — нестойкое повышение давления без органических изменений. Лабильная форма характеризуется сужением сосудов при осмотре глазного дна, начальными проявлениями гипертрофии левых отделов сердца. Стабильная гипертензия проявляется выраженными изменениями левого желудочка и сосудов сетчатки. При злокачественном течении давление резко повышается до высоких цифр, что может приводить к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту.

Этиология (причины)
Причины гипертонии многообразны. Среди них: опухоли центральной нервной системы, травмы, заболевания почек, нарушение функции надпочечников, щитовидной железы, гипофиза, климакс, атеросклероз, врожденные и приобретенные аномалии сосудов.

Группы риска
Предрасположенность к повышению артериального давления есть у людей с ожирением, курильщиков, лиц, употребляющих алкоголь, ведущих малоподвижный образ жизни. Часто гипертензией страдают пациенты с повышенным уровнем холестерина и употребляющие большое количество соли. Также высокий риск гипертонии обусловлен наследственной предрасположенностью. Заболевание чаще проявляется в возрасте старше 55 лет.

Патогенез
Повышение артериального давления может быть связано с воздействием биологически активных веществ, сужающих сосуды, увеличением выработки ренина в почках, активацией симпатической нервной системы, снижением чувствительности сосудистых рецепторов, нарушением структуры клеточных мембран и другими факторами.

Симптомы
Признаками повышения давления являются: головная боль, шум в ушах, тахикардия, отеки, озноб, потливость, тревожность, раздражительность, онемение пальцев. При постоянном повышении давления ухудшается зрение, нарушается память и внимание.

Диагностика
Измерение артериального давления позволяет поставить только предварительный диагноз. Также необходим комплекс обследований для выявления причин, провоцирующих гипертонию. Если первичное заболевание отсутствует, говорят об эссенциальной артериальной гипертензии. В рамках обследования актуальна лабораторная диагностика, КТ, МРТ, УЗИ, ангиография и другие методы.

Осложнения и отдаленные последствия
Самыми грозными осложнениями являются инсульт, инфаркт, нефросклероз, аневризма аорты. Также при отсутствии контроля артериального давления развиваются необратимые изменения сосудов сетчатки, ухудшается работа головного мозга.

Лечение артериальной гипертонии
При вторичных гипертензиях необходимо лечение основного заболевания. При эссенциальной гипертонии показан пожизненный прием антигипертензивных препаратов. Это позволяет добиться целевых показателей артериального давления.

Профилактика

Для предотвращения развития артериальной гипертонии нужно контролировать массу тела, вести активный образ жизни, сократить количество соли и животных жиров в рационе, отказаться от вредных привычек. Пациентам из группы риска, а также старше 55 лет рекомендуется регулярно проверять уровень холестерина в крови.

Для диагностики системы гемостаза на фоне артериальной гипертонии мы рекомендуем Вам один из следующих комплексов исследований:

К10.19G №19G. Диагностика сосудисто-тромбоцитарного гемостаза при риске сердечно-сосудистых заболеваний 23229₽
К10.20 №20. Обследование при заболеваниях, предрасполагающих к развитию тромбоза 21771₽

Выбор того или иного комплекса может быть сделан Вашим лечащим врачом или врачом-гемостезиологом нашего медицинского центра с учетом Вашего состояния здоровья и результатов предшествующих обследований.